Муниципальное бюджетное учреждение
центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

Суббота, 04.05.2024, 03:24
Приветствую Вас, Гость

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
01.12.2015, 12:01

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Подготовила:

учитель-дефектолог МБОУ «Центр

диагностики и консультирования»

Исянгулова Т.К.

ноябрь, 2015 год

     Сенсорное, двигательное и интеллектуальное недоразвитие негативно сказывается на всем развитии ребенка. Отсутствие адекватной коррекционной помощи приводит к тому, что компенсаторные возможности постепенно угасают, их восстановление и дальнейшее развитие становится проблематичным. Хорошо, если родители знают проблемы развития своего ребенка. Однако, как показывает практика, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей раннего возраста.

     Раннее детство — период особой пластичности центральной нервной системы, повышенной чувствительности к внешним раздражителям. Этот возраст характеризуется наибольшими возможностями для развития способностей ребенка к дальнейшему овладению всеми видами человеческой деятельности.

     С первых недель жизни младенцу необходимо активное общение с любящими его взрослыми, которое помогает ему обрести чувство доверия и безопасности, стимулирует психофизическое развитие.

     Предлагаемые ниже игры и игровые ситуации направлены на развитие речи и слухового восприятия ребенка, ознакомление его с собственным телом, активизацию любознательности.

     Важно помнить, что у детей с нарушениями развития, как правило, биологический возраст очень часто не совпадает с психическим, речевым и социальным. Поэтому, отбирая игры, родителям необходимо в первую очередь ориентироваться на возможности своего ребенка.

     Играйте со своим ребенком: привлекайте его к себе, обнимайте, похлопывайте, поглаживайте его тельце, целуйте и оба испытывайте от этого радость!

Игры на третьем году жизни

«Найди пару»

     Обогащение ребенка впечатлениями, нахождение парных предметов.

     Соберите несколько пар обуви разного размера (обувь должна быть чистой). Возьмите один ботинок, а остальные отложите в сторону. Дайте выбранный ботинок ребенку и попросите его найти такой же. Если с первого раза малышу будет трудно справиться с заданием, помогите ему. Во время игры обратите его внимание на цвет ботинка, его размер, наличие шнурков.

«Сушим белье»

     Развитие мелкой моторики рук, социальная адаптация.

     Предложите ребенку «посушить» одежду любимой куклы. Для этого покажите ребенку, как прикрепить прищепку к веревке. Игра станет гораздо интереснее, если вы подберете разноцветные прищепки и сделаете из них радугу.

«Разноцветные машинки»

     Знакомство с основными цветами, их различение, группировка различных предметов по цвету.  

     Первый шаг к умению определять цвет - это нахождение предметов одного и того же цвета, подбор предметов по цвету. Возьмите, например, желтую и красную машинки. Сядьте на пол и вместе с ребенком катайте игрушечные машины вперед-назад. Дайте малышу наиграться. Через некоторое время возьмите лист красной и лист желтой бумаги. Разложите листы на полу и на них поставьте машинки соответствующего цвета. Попросите ребенка сделать то же самое.

     Играя, обязательно называйте каждый цвет. Новые цвета вводите постепенно и только после того, как ребенок усвоит предыдущие.

«Яблочки»

     Фиксация внимания ребенка на цвете, обучение группировке однородных предметов по цвету.

     Дайте ребенку сумку с красными и зелеными яблоками. Попросите его вынимать яблоки по одному. Называйте цвет всякий раз, когда ребенок достает яблоко из сумки. Когда он достанет все яблоки, попросите его разложить их на две кучки по цвету.

     Когда ребенок научится без ошибок сортировать яблоки двух цветов, можно постепенно добавить яблоки другого цвета.

«Линии и закорючки»

     Обучение подражанию действиям взрослого.

     Покажите ребенку, как можно пальцем проводить линии по рассыпанной на столе муке (песку). Придерживайте его руку, помогая проводить линии. Затем покажите, как можно изобразить волнистую линию (проводите пальцем ребенка волнистую линию, держа его руку в своей руке).

     Проводить линии, а также разнообразные «закорючки» можно как на сухом песке, так и на влажном. После того как ребенок научится проводить линии пальцем, предложите ему сделать то же самое, но с помощью каких-нибудь предметов (палочкой).

     Покажите малышу на земле (зимой — на снегу) следы птиц, отпечатки от его ботинок и туфель мамы, след от игрушечной машинки, велосипеда и т.д.

Наблюдения в природе и чудесные находки

     Выйдя с ребенком на свежий воздух, понаблюдайте за птицами, насекомыми. Увидев животное, назовите его, поговорите о его размерах, окраске, понаблюдайте, как оно передвигается, чем питается. Прислушайтесь к пению птиц и попробуйте определить по звукам место их нахождения. Малыш будет очень счастлив, найдя следы животных на земле, обнаружив норку или разглядев гнездо на дереве.

     Наблюдать с малышами за птичками — приятное и увлекательное занятие. Повесьте кормушку вблизи окна и понаблюдайте за птичками, прислушайтесь к их пению. Расскажите ребенку о том, чем питаются птицы, как добывают корм. Обратите внимание малыша на цвет, размер и особенности поведения птиц.

     Соберите различные объекты природы, которые попадутся вам на глаза во время прогулки: листочки, камушки, шишки, желуди, каштаны и т.д. (следите, чтобы ребенок не брал их в рот). Прежде чем положить находку в коробочку, сначала назовите ее (например: это камень), затем внимательно обследуйте (нажмите, ощупайте, погладьте, бросьте на землю) и перечислите выявленные признаки (он твердый, гладкий, не ломается, не бьется). Когда ребенок изучит все найденные предметы, проведите с ним игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек».

Игры после прогулки

     Принесите с улицы домой немного снега. Предложите малышу поиграть с ним: перемешайте снег ложкой в тарелке, переложите его из одной емкости в другую, понаблюдайте, как он тает и превращается в воду. После таких игр ребенку будет интересно послушать стишок о снеге.

     Двух-трехлетние дети очень любят подражать звукам животных. Подберите несколько картинок с изображением знакомых малышу зверюшек и птиц и спросите его о том, как эти животные «разговаривают». Разместив эти картинки (или игрушки) в разных местах квартиры, предложите малышу «сходить в гости» к животным. Возьмите его за руку и подведите к картинке. Попросите назвать животное и воспроизвести его голос.

     Предложите ребенку «полетать» по квартире, как птичка. После этого скажите: «Наступила ночь, и все птички улетели в свои гнездышки спать». Пусть ребенок закроет глаза и притворится спящим. Затем скажите малышу: «Наступило утро, пора вставать». Встаньте, «полетайте» с ребенком по квартире, имитируя полет и пение птиц. Во время игры каждый раз изображайте разных птиц и их повадки.

     Разрежьте несколько крупных картинок с изображениями знакомых малышу животных на две части так, чтобы каждая часть была легко узнаваема. Смешайте разрезанные картинки. Дайте ребенку половинку одной картинки. Пусть он найдет вторую половинку.

     Сочините небольшую сказку о знакомых малышу животных. Рассказывайте сказку, а ребенок будет изображать «голоса» тех животных, о которых идет речь. Например: «Жили-были во дворе два котенка (Мяу-мяу!) и собачка (Гав-гав!)»...

     Постепенно вводите в сказку новых животных, знакомых малышу: мышонка (Пи-пи), курочку (Ко-ко-ко), корову (Му му) и т.д.

Упражнения и игры с водой

     Дети младшего возраста очень тянутся к воде; упражнения с водой и игры в воде доставляют им огромное удовольствие. Вот несколько упражнений.

• Опускаем в воду разнообразные предметы (тонущие и нетонущие): камни, ракушки, шишки, семена фасоли и т.д.

• Рассматриваем предметы в воде.

• Изменяем цвет воды (хной, краской и т.д.).

• Извлекаем звуки из стаканов с водой (дуем в воду через соломинку).

• Выдыхаем воздух через соломинку в сосуд с водой и создаем в ней пузырьки воздуха (быстро и медленно, по одному или сразу несколько).

• Устраиваем волны в тазу.

• Взбиваем пену в воде с мыльным раствором.

• Капаем воду на промокаемые и непромокаемые материалы (марля, ткань для зонтиков).

• Стряхиваем цветные капли с мокрых рук на поверхность белой бумаги или воды.

• Наносим цветные капли на стекло, рассматриваем их, сравниваем их величину, форму, наблюдаем за падающей каплей. (Если размазать капли по стеклу, получится картина на стекле.)

• Переливаем воду в разные сосуды (прозрачные, непрозрачные, разной формы, объема, размера и т.д.) из сосудов с узким и широким горлышком.

• Набираем воду в ладони и стараемся ее удержать или наоборот медленно пропускаем воду через пальцы.

• Протираем сухой губкой влажную поверхность.

• Обрызгиваем пульверизатором комнатные растения.

     Играя с водой, ребенок не только познает ее свойства, но и учится пользоваться различными предметами.

     Когда ребенок будет сидеть в ванне, дайте ему игрушки, которые не тонут в воде. Пусть он некоторое время поиграет с ними. После этого на глазах у ребенка закройте игрушку мочалкой и спросите: «Где игрушки?» Если малыш с первого раза не догадается убрать мочалку, уберите ее своими руками (или руками ребенка, взяв их в свои руки). Играйте до тех пор, пока он сам не научится убирать мочалку с игрушки.

     Положите несколько резиновых игрушек и губку в ванну. Покажите малышу, как можно сжимать резиновые игрушки, научите его сжимать игрушки самостоятельно.

     Оберните одну из игрушек мочалкой и оставьте ее в воде. Предложите малышу развернуть мочалку и достать оттуда игрушку. После того, как игрушка будет извлечена из мочалки, выразите радость словами и мимикой, похвалите ребенка. Из мочалки выжмите воду, приговаривая: «Водичка кап-кап!». Попросите малыша сделать то же самое. Когда вода начнет капать, скажите: «Кап-кап!».

     Поставьте небьющуюся тарелку с водой на стол перед ребенком и дайте ему большую ложку. Рядом с тарелкой поставьте кружку. Покажите, как можно ложкой переливать воду из миски в кружку. Игра станет для малыша еще увлекательнее, если изменить цвет воды или бросить в нее цветные льдинки.

     В один из пасмурных дней положите большой кусок бумаги на землю перед домом (или на балконе). Разместите на листе акварельные краски разных цветов. Во время дождя наблюдайте из окна вместе с ребенком, что станет с бумагой, красками. Предложите малышу «пофантазировать» о том, что можно разглядеть в очертаниях причудливых форм, расплывшихся на куске бумаги.

     Купая ребенка в ванне, найдите несколько минут для игры. Покажите, как можно наполнить лейку водой, как держать ее на весу, чтобы шел «дождик». Пусть «дождик» покапает на малыша. После игры прочитайте ребенку стишок о дожде.

Упражнения с песком

• Наблюдаем за движением песка в песочных часах.

• Рассматриваем песок под увеличительным стеклом.

• Выбиваем ямки в мокром песке.

• Пересыпаем песок из одной емкости в другую.

• Переносим песок различными емкостями.

• Заполняем разноцветными слоями песка прозрачные емкости («Зебра», «Радуга», «Тортик»).

• Размешиваем песок в воде, даем отстояться.

• Оставляем отпечатки рук и следы ног на сухом и мокром песке, сравниваем отпечатки разных детей.

• Сравниваем песок в песочнице перед дождем и после.

• Взвешиваем сухой и влажный песок.

• Просеиваем песок с помощью сита.

• Насыпаем сухой песок струйкой так, чтобы он падал в одно место, постепенно сооружаем конус, растущий в высоту и расширяющийся у основания («Горка»).

• Рисуем песком «дорожку», «змейку», «кружок» и т.д.

• Просеиваем песок между слегка разомкнутыми пальцами рук.

• Разыскиваем «секретики» в песке.

• Строим домик из мокрого песка.

Представленные игры и упражнения для детей раннего возраста не только создают у малышей хорошее настроение, но и стимулируют их психофизическое развитие. 


Просмотров: 1125
Хостинг от uCoz